Прочитай тексты 1 и 2 и выполни задания.
Текст 1
Виктор Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Детство писатель провёл с бабушкой и дедушкой. Это время оставило в памяти писателя много светлых воспоминаний. В 1942 году он ушёл добровольцем на фронт. После войны пробовал себя в разных профессиях и занимался литературой.
В.П. Астафьев написал большое количество произведений для детей, которые основаны на реальных событиях. Предметом размышлений в них стали любовь к Родине, проблемы человеческих взаимоотношений. Отдельное место в творчестве писателя занимает тема природы.
Текст 2
Капалуха
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
Леса были сплошь хвойные. Лишь кое-где пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки.
Стадо телят и бычков тянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через валежник.
В одном месте на просеку выдался небольшой черничный бугорочек. У бугорка поднялся шум. Я поспешил и увидел, как по земле с распущенными крыльями беспокойно бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
– Гнездо! – кричали ребята. Сердце моё забилось от испуга – чуть не наступил на гнездо. Посреди просеки, обросшая мхом со всех сторон, неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо с яйцами.
– Возьмём! – обрадовались мальчишки.
– А что будет с капалухой? Поглядите на неё!
Капалуха взлетела на ветку ели. Мы увидели, что живот у неё голый, а в груди трепещется кожа. Это от испуга и гнева билось птичье сердце.
– Пух выщипала, яйца греет животом, каждую каплю своего тепла отдаёт птенцам.
– Как наша мама. Она всё нам отдаёт, – промолвил кто-то из ребят.
Как только мы отошли, капалуха слетела с дерева, заползла в гнездо и замерла...
(По В. Астафьеву)
I. На основе прочитанных текстов определи верность следующих утверждений.
А. Все произведения для детей В.П. Астафьева посвящены бережному отношению к природе, и в рассказе "Капалуха" автор призывает читателей не вмешиваться в жизнь обитателей леса.
Б. Рассказ В.П. Астафьева "Капалуха" не только учит читателей быть чуткими, жалостливыми, внимательными к окружающему миру, но и заставляет задуматься о том, что необдуманный поступок может причинить вред природе и её обитателям.
1) верно только утверждение А;
2) верно только утверждение Б;
3) оба утверждения верны;
4) оба утверждения неверны.
II. Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые "окошки".
III. Какие выражения использует автор, чтобы описать тревожное поведение птицы?
1) каждую каплю своего тепла отдаёт птенцам;
2) живот у неё голый;
3) беспокойно бегает с распущенными крыльями;
4) выщипала пух, яйца греет животом;
5) в груди трепещется кожа.
Выбери верные выражения и запиши в ответе их номера.
IV. На основе содержания текстов установи соответствие между выделенным словом в словосочетании и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Словосочетания:
А) светлые воспоминания;
Б) реальные события;
В) неприметная хатка.
Значения слов:
1) хорошо освещённые, наполненные светом;
2) не привлекающая внимания, незаметная;
3) вызывающие радость;
4) существующие на самом деле.
Запиши в ответе выбранные цифры под соответствующими буквами.
V. Почему ребята пришли к решению не трогать гнездо?
1) Пробираясь через валежник, ребята устали и торопились домой.
2) Глухарка беспокойно бегала кругами и напугала ребят.
3) Ребятам стало жалко птицу. Они были поражены её материнской заботой.
4) Строгий учитель не разрешил детям приближаться к гнезду.
VI. Какие утверждения соответствуют содержанию текста "Капалуха"?
1) Охотники называют самца глухаря капалухой.
2) Ребята пришли в лес за черникой.
3) Как только люди отошли, капалуха стала чинить гнездо.
4) В хвойных лесах изредка встречаются берёзы и осины.
5) Своё гнездо глухарка свила посреди просеки и утеплила мхом.
Выбери верные утверждения и выпиши в ответе их номера.
VII. Почему сердце автора забилось от испуга?
Запиши своё мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Предложенные задания по литературному чтению можно выполнить следующим образом.
Первое утверждение нельзя считать верным, так как из первого текста мы узнали о том, что большая часть произведений писателя для детей посвящены Родине, любви к ней, проблемам человеческих взаимоотношений.
Второе утверждение является верным.
Правильный вариант ответа:
2) верно только утверждение Б.
3 - у бугорка…
6 - как только мы отошли…
5 - это от испуга…
4 - мы увидели…
1 - леса были …
2 - стадо телят…
3) беспокойно бегает с распущенными крыльями
5) в груди трепещется кожа
3) вызывающие радость
4) существующие на самом деле.
2) не привлекающая внимания, незаметная.
3) Им стало жалко капалуху. Они были поражены её материнской заботой.
Утверждение не соответствует содержанию текста - в тексте идёт речь о самках глухаря.
Утверждение соответствует содержанию текста.
Утверждение не соответствует содержанию текста - птица вернулась в гнездо и стала греть яйца.
Утверждение соответствует содержанию текста.
Утверждение соответствует содержанию текста.
Автор любил природу, бережно относился к ней и её обитателям, боялся случайно нанести им вред - поэтому, чуть не наступив на птичье гнездо, он испугался.
Попробую ответить на вопросы...
I. В тексте 1 написано, что:
Поэтому верным является только утверждение Б.
Правильный ответ: 2.
II. Чтобы выполнить это задание, нужно просто обратиться к тексту произведения.
Правильный ответ:
III. Рассмотрим представленные выражения:
1) В данном выражении описана забота птицы о птенцах, а не тревога.
2) Здесь описывается не эмоциональное состояние птицы, а физическое.
3) Распущенные крылья и беспокойство, как раз указывают на тревожное состояние птицы.
4) Здесь говорится о заботе о потомстве, а не о тревоге.
5) Это выражение однозначно передаёт тревожность птицы, у неё словно сердце в груди бьётся так сильно, что это становится заметным через её кожу на груди.
Правильный ответ: 3, 5.
IV. Определим значения указанных словосочетаний:
А) Светлые воспоминания - это те воспоминания, которые вызывают радость.
Б) Реальные события, т.е. события, которые на самом деле произошли.
В) Неприметная хатка - незаметное, не привлекающее внимание гнездо птицы, на которое автор чуть было не наступил.
Правильный ответ: А - 3; Б - 4; В - 2.
V. Дети по отношению к матери-птице и её деткам проявили человечность. Глядя на на встревоженную капалуху, дети, вероятно, вспомнили о своих мамах и пожалели птицу и к яйцам не притронулись:
Правильный ответ: 3.
VI. Рассмотрим представленные утверждения:
1) Самца глухаря охотники называют глухарём! Неверное утверждение.
2) Дети в рассказе Виктора Астафьева сопровождали скот на летние пастбища, они просто шли по просеке, где заметили черничный бугорочек. Ошибочное утверждение.
3) Капалуха, как только дети отошли, слетела с дерево, вернувшись к своему гнезду. Утверждение неверное.
4) В тексте прямым текстом говорится, что:
"Леса были сплошь хвойные. Лишь кое-где пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки".
Это верное утверждение.
5) Действительно, в тексте так и написано:
"Посреди просеки, обросшая мхом со всех сторон, неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо с яйцами".
Верное утверждение.
Правильный ответ: 4, 5.
VII. Это говорит о бережном и трепетном отношении автора к животным и живой природе в целом. Этими словами Астафьев показывает своё сопереживание заботам матери-птицы.