Уважаемые друзья, я понимаю, что вопрос странный. Но речь пойдёт не о любом враче. Давайте я бы попробовал уточнить ситуацию.
Я бы хотел поговорить о врачах в очень бедных странах. Например, это могут быть Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Южный Судан, Малави... В таких странах один врач чаще всего приходится на несколько тысяч человек населения. А необходимость во врачах бывает очень большой!
Попробуйте представить себе, что где-нибудь в Зимбабве у востребованного врача (пускай средней категории, средних способностей) во время рабочего дня внезапно случился острый приступ боли в животе, причём есть большие подозрения на аппендицит. А к этому врачу в этот же день записано на приём ещё человек сто...
Есть клятва Гиппократа, согласно которой врач обязан сохранять и поддерживать человеческие жизни любыми способами. Но найти второго врача в бедной стране бывает очень трудно.
По логике получается, что медик обязан спасти в том числе и самого себя, чтобы быть в отличной форме и дальше принимать людей, ибо заменить его некем.
Обязан ли врач тут же на месте быстренько (за несколько минут) сделать себе операцию? Почему да или почему нет?Понятно, что, наверное, есть смысл рассмотреть не все категории врачей, а только некоторые, например хирургов. Давайте тогда пока что рассмотрим только хирургов, если вам больше нравится такое уточнение вопроса.
Но вообще-то мой вопрос не ограничивается именно аппендицитом и ничем более... Можно попробовать рассмотреть любую другую серьёзную неотложную болезнь на Ваше усмотрение.
Если Вы скажете, что сейчас в Африке здравоохранение наладилось, то давайте рассмотрим прежние времена. Так что вопрос можно рассмотреть в историческом плане. Я думаю, все понимают, что раньше, в прежние века, всё было гораздо хуже, чем теперь!
Если говорить про операцию, то конечно нет, даже самая простая операция - это множество манипуляций причем врачебных, анестезиолог тоже врач, для благоприятного исхода нужна бригада включая медсестёр. Сразу приходит на ум известный случай с Леонидом Рогозовым в Антарктиде, но это просто исключение, в массовом порядке такое точно не получится. К тому же у него были ассистенты, не профессионалы, поочерёдно падали в обморок, но ему помогали. Это вынужденный случай и просто счастливое стечение обстоятельств. С другим типом оперативного вмешательства так не получится.
Если говорить о врачебной самопомощи вообще, то конечно в вынужденных условиях нужно взвешивать все возможности и прибегать к этому способу. Но это получается не по обязанности, а опять же в силу обстоятельств.
Уверен что в более простых условиях врачи так и поступают, кто то делает себе самостоятельно уколы, выписывает лекарства и т.д.
Но в обычных условиях всё же принято обращаться к коллегам, врач не обязан и не должен лечить сам себя. Важен объективный взгляд со стороны, возможность посоветоваться, к тому же может потребоваться другая специализация (другой опыт).
Если нет возможности найти другого врача-хирурга, который смог бы провести операцию, то придется врачу делать её самостоятельно, аппендицит - не та вещь, которую можно долго терпеть, как больной зуб.
И такие случаи задокументированные действительно есть, известна история Леонида Рогозова, но наверняка он был не одним таким во всей человеческой истории.
Но если можно попасть на операционный стол к другому хирургу, уместнее будет всё-таки это сделать, а не заниматься самоистязанием из-за того, что к вам там очередь.
Во-первых, во время операции и некоторое время после неё врач в любом случае будет не очень дееспособен и не сможет обслуживать пациентов.
А во-вторых, шанс осложнений и даже летального исхода при таких операциях куда выше, чем если вы доверите это другому человеку. Так что тут, как в самолете - сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка. Сначала позаботьтесь о собственном здоровье, потом помогайте пациентам.
В первую очередь следует отметить тот факт, что все полостные операции в настоящее время делаются под общим наркозом. Соответственно, выполняет её какой-то другой хирург с ассистентом, анестезиологом и т.д.
Клятву Гиппократа врачи давали в Древней Греции. Сейчас в России врачи дают Клятву врача, которая значительно отличается по тексту и касается в основном должностных преступлений, которых врач обязуется не совершать. Как там обстоят дела в Зимбабве, честно не знаю. В остальном же в своей работе они руководствуются нормами трудового законодательства. То есть если заболели, идут к другому специалисту и оформляют лист временной нетрудоспособности, в обиходе больничный. На котором и находятся до полного выздоровления.
Поэтому если у врача случился во время приёма острый живот, он должен сообщить заведующему хирургическим отделением, начмеду или главврачу, что едут в больницу, пусть им находят замену. Если не найдут, пусть сами принимают, если квалификация позволяет.
Известны единичные случаи, когда человек, хирург сам себе удалял аппендикс. Но это была вынужденная мера, чтобы не умереть от перитонита, так как помощи ждать в тот момент было неоткуда. Что уж пришлось пережить в процессе, сказать сложно.
Песня такая есть у Высоцкого: " пока вы здесь в ванночке с кафелем, моетесь, нежитесь, греетесь, в холоде сам себе скальпелем он вырезает аппендикс..." Но я думаю, что это все-таки поэтическое преувеличение. Трудно представить такое самообладание.
Ни у одного врача ни одной страны такой профессиональной обязанности нет. И не может быть. Почему? Потому что в критической ситуации медик, оказываясь в положении пациента, сам вправе решать, что именно предпринять. Как правило, проблема решается через квалифицированную помощь другого врача-хирурга. И даже если же вообразить ситуацию, при которой одинокого медика неожиданно сваливает приступ аппендицита, например, в глухой тайге (тундре, горах, степи, пустыне, джунглях - далее везде) при полном отсутствии связи с внешним миром, то и в этом случае ни о какой обязанности врача срочно оперировать себя речь не идёт - какое решение человек примет (исходя из профессиональной оценки уровня опасности), так и поступит.