Материя, это такая штука, её можно откусить, отломить, оторвать, отпилить, отлить, откачать и даже стукнуться об неё башкой с досады, если не удастся от неё чота отколоть, её можно носить с собой в кармане, в бутылке, в баллоне, в чем угодно.
С энергией так не получиться, "она вроде есть, но уже её нет". Можно потискать в руках источник энергии, но где она там прячется, нипанятна. То есть, её можно увидеть, измерить, но взять в руки, ну никак. Такое вот условное деление. Ну, так договорились об этом несколько тысяч лет назад.
Терминологические вопросы самые путанные.
Если слово энергия почти всегда используется в физическом смысле, то материя чаще воспринимается как философское понятие (противопоставляемое идеям).
Если про то и другое говорить строго с точки зрения физики, то тоже получается странно. В классической физике есть вещество и энергия, а материя это то и другое вместе. Но понятие энергии все время корректировалось и расширялось. В начале 20го века пришлось признать вещество одним из видов энергии. Теперь слово материя используется чаще в смысле вещества, чем в смысле вещество и энергия.
Физики практически термин материя перестали использовать.
Тем, что энергия есть свойство материи.
Оно конечно, что это не объяснение того, что есть что. Но зато это показывает их различие - а вопрос как раз про различие.
Материя - это вообще всё. Ей трудно дать определение, потому что даже в физике есть аксиоматические понятия, как и в геометрии. Можно, конечно, обозвать материей всё, что создаёт гравитацию, но немедленно встаёт вопрос - а что такое гравитация? А, да, гравитация - это то, что искажает метрику пространства и делает её неевклидовой... Ну окей, тогда материя, можно сказать, определена, а вопрос того, что такое метрика, пока что отложим...
И в такой трактовке энергия есть свойство (мера способности) материи преобразовывать другую материю, как-то влиять на неё. Не саму себя, а именно "другой кусок" материи. Если некий материальный объект способен что-то сделать с другим материальным объектом, то мы говорим, что вот этот первый обладает некоторой энергией. Откуда следует важный вывод: энергия проявляется лишь при взаимодействии материальных объектов.
Материя отличается от энергии тем, как они представлены нашей субъективностью.
Вещи мира воспринимаются чувственно, но тем самым мы их еще не познаем, поскольку их определённость есть для наших чувств. А как же быть с особенными связями, с законами и категориями? Они-то чувственно не воспринимаются. Значит, без деятельности сознания этой определённости в вещах - вообще не будет.
Вот вам и вывод Канта: "В объекте нет никакого единства, какое не было бы в него внесено из сознания".
Т.е. не предмет, оказывается, определяет сознание, а сознание определяет предмет.